Полёт к затмению в небо 20 марта 2015 года

eclipse

Даже сейчас, когда я пишу эти строки, с безумной скоростью в моем сознании мелькают события, лица, моменты и всплывают ощущения и чувства, рождавшиеся во мне тогда. Ещё до поездки я долго размышлял насколько это сможет изменить меня, или как сильно повлияет. Я никогда не видел полного солнечного затмения. Только чужие фотографии, видео. Чужие рассказы, сухие факты ничего не стоят при прочтении и просмотре, они не могут родить в тебе именно тех всплесков чувств, которые происходят в моменты, когда ты присутствуешь при событии настолько грандиозном, что осознать это не получается и спустя часы после мимолётного события. Не знаю что вы будете испытывать при прочтении моей истории. Но началась она так…

17 февраля я сидел и работал свою обычную работу, даже весьма сосредоточенно, так как проект разрастался и надо было прикладывать больше сил, в общем концентрация у меня вылезала из всех ушей. В углу панели задач настойчиво мигало пришедшее сообщение, и я привычным движением раскрыл окно. Читаю я быстро, и после нескольких ключевых слов я нервно сглотнул. Стас Короткий, мой друг и профессиональный астроном прислал предложение присоединиться к полёту на зафрахтованном самолёте к полосе полного солнечного затмения, указывал что пока рассылает в личку всем кому он посчитал нужным, СМИ и прочим, что места кончаются, и просил не светить инфу до официального релиза. Ну, и есть даже время подумать аж до вечера.

Я что-то залепетал в чат, мол я подумаю, предложу другим любителям астрономии, дескать, не последнее затмение… Что-то, я да где-то потратился. И даже уже попрощался, пожелав им всем удачи, мысленно грызя свои локти, как меня словно метеоритом по голове стукнуло. Какого чёрта я несу?!

011

Через 10 секунд я занял денег, и ещё через 20 секунд был записан на правый борт, желающих увидеть полную фазу затмения. До конца рабочего дня оставалось ещё долго, но я совершенно не мог работать. Из меня пёрли вопросы, я начал потихонечку осознавать, что какие-то частные фазы в моём Воронеже мне уже не интересны, я увижу полное, разорви меня, затмение! В 1999 году я уже видел схожую нынешней в Воронеже картину, и до разговора со Стасом держал в уме план по доставке телескопа на работу и получения некоторых снимочков. Но теперь я вдруг оказался перед задачей куда более интересной: иллюминаторы, будут ли протирать? Самолёт будет качаться, что со штативами? Как там располагаться, ведь это пассажирский самолёт? Какие условия по приезду? Как одеваться? И прочее и прочее от технических до бытовых вопросов. Ночью спал без сновидений. На утро, я успокоился и постепенно вернулся в рабочий ритм, решив не спешить с каждым из вопросов и собраться ближе к назначенной дате. Однако прежде всего, посоветовавшись со Стасом, решил приобрести билеты заранее, так как это и дешевле и больше гарантий их твердо приобрести не откладывая все на последний момент. Это сумку можно собрать за один вечер, а вот билеты то… Ну я и купил. Причем так удачно, что у меня получались удобные окна на пересадки с поезда в аэропорт, полет в Мурманск, кружение над Атлантикой, возвращение из Мурманска, из аэропорта на вокзал и снова поезд и вот я дома.

Все это было удачно сложено в пирамидку, до тех пор пока Стас лично не приехал на очередную лекцию в Воронеж, где мы устроили как полагается встречу. На ней выяснилось, что я не один мудро согласился на поездку, и из Воронежа прямо вот сейчас готовы ехать целых трое человек (а потом и вовсе пятеро), среди которых оказался мой друг Миша Черников. Он выслушал мой план и хлопнул по столу пустым стаканом:
— А ты вот не думал?! — в привычной ему манере громко и ярко выражать свои мысли, — что вот это просто мегатупо поехать на край Земли, чтобы только полетать и сразу вернуться. Ты вот как берешь отпуск? На два дня? А впереди выходные! Ну и что не хочешь сияния посмотреть? А город? А впечатления, а и вообще быть несколько свободнее?

Я похлопал на него глазами. Пробурчал невнятное «ваши предложения?» и налил всем алкоголя в пустые стаканы.
— Ищи, короче, бабла иначе потом придётся жалеть!
— Ды я уже билеты купил! — вспомнил я.
— Сдавай!

Суть да дело… План поменялся и, через два литра, меня готовы были снарядить зеркалкой со стабилизатором матрицы и супертелевиком в 300мм, усадить за автомобиль (только права бери, ты же на механике можешь?) и отправиться к Ледовитому Океану. Права у меня были, механики я не боялся, тушку сказал возьму, билеты сдам. Так и поступили. Зато приятным моментом было то, что моим соседом была Лена Мостепанова, и мы могли решить вопрос с доступностью иллюминатора гораздо проще, чем если бы мне пришлось договариваться с кем-то незнакомым мне человеком. Этот вопрос тоже меня терзал, так как линия поведения мне не виделась никакая. Уже буквально через пять минут мы разделили обязанности ещё не буду уверенным в том, что за место нам достанется и какой иллюминатор и так далее. Схема самолёта была нагуглена моментально, обсуждение и пиво лилось рекой, Мартынов Лёха залихватски размахивал руками, что весь Мурманск на уши поднимет едва там только появится, настрой был боевой у всех.

Последующие недели двигались довольно неторопливо и детали обсуждались в общем чате, билеты как я и подозревал были куплены в последний момент, но все равно получилось что мы немного смещены по графику поездки. Я выдвигался чуть раньше к друзьям в Москву, которых решил навестить по пути так как давно не видел, затем наша группа соединялась в Шереметьево и оттуда на одном самолёте до Мурманска, где мы тусили вместес 19 по 22 марта со мной, а без меня они еще на сутки позже оставались.

Каждодневный прогноз погоды для меня добавился не только локальным но и крайне северным местоположением. Я ревностно следил за лентой в которой с завидной регулярностью сыпались фотографии полярного сияния, от очередной солнечной бури, словно светило решило окончательно облегчиться перед затмением. Погода стояла ясная. И мало-помалу я начинал волноваться, глядя на тенденцию спутниковых снимков. К нашему прибытию там обещало быть пасмурно как минимум. И какие тогда тут сияния?! Конечно, я уже решился на самую программу максимум с мегасияниями и ярчайшей солнечной короной и крутыми пейзажами с этой поездки. Поэтому внутренний голос мне как-то пытался всунуть программу минимум — ну там хотя бы удачный кадр, ну здесь, ну там, слышь осади малый, эй! Скорее губозакатывательный аппарат, сестра, готовьте операционную! =) Но я его вроде и слушал, а вроде и нет.

Будучи наполненным переживаниями и ожиданиями я прожил оставшиеся дни в начинающейся дрёме. Не той, от которой спать хочется, а именно той от которой заслоняется перед глазами вся реальность, и начинается сон наяву. То самое чувство, когда все вокруг тебя начинается меняться и совершаться, а ты только сосуд который перемещается отдельно, мозг отдельно. Начинается движуха и словно в тебя вливают живую воду — есть цель, последние сомнения отвергнуты, все перепроверено сто раз, впереди только движение.

Движение начиналось для меня с утренного поезда, довольно утомительного, так как он был сидячим, но всяко лучше автобуса. Однако накануне выезда случилась невероятная вещь. Пришла плазма от давней солнечной вспышки, да такая мощная, что светило южнее 50-й широты! Северное, матьиво, сияние! В Воронеже! Я выскочил на улицу, но сколько ни вглядывался ни пробовал фоткать — без толку. Либо пропустил пик, либо слишком яркая засветка. Злобно сплюнув, я вернулся и стал заканчивать сборы, однако они затянулись из-за потерянного чехла для штатива, и чёрт бы с ним, но просуетился я с его поисками до 3 утра, когда в 7 уже был поезд, я таки улегся крайне раздраженный на самого себя, что не озаботился этой мелочью ранее. В 7 утра был в поезде. Всё такой же невыспанный я обнаружил, что места я выбрал неудачные. Зацикливаться тут не буду на этом неинтересном для вас моменте, но проклял всех инженеров поездов вместе с их предками и поколениями. Включил плеер и начал медитировать на тему, что я ёжик, я добрый, впереди космических масштабов событие, а вовсе не вонючее пальто соседнего пассажира:

— Простите, вы бы не могли убрать своё пальто на полку? — не выдержал я.

Так я и ехал дальше испепелённый возмущенным взглядом, но со здоровой слизистой и откинутой спинкой, потому что задним пассажирам тоже крайне необходимо повесить все шубы и куртки мне на голову. Тьфу, ладно. Говорил же не буду зацикливаться. Но это влияло на мой настрой, как не сказать. Ровно так же влиял на мой настрой и стёб над Павликом, который поехал за сияниями Мурманск, а они тут по всему небу светят. Глупые они не ведали, что постят, забавно, что никто и не видел того самого сияния из насмехавшихся, да и я понимал, что они не со зла, но как-то я охренел совсем от этих нафталиновых запахов и что-то приуныл. Ну, зато я ехал туда где они гарантированно светят сейчас, да так, что я привезу полные карманы этого сияния, все аж обалдеют и начнут извиняться и плакать, мол как же это мы так ошибались то, ты ведь так прав. А я его им так брошу небрежно, держите, мол, я себе самого лучшего набрал. =) Ну, это я так уснул в общем, так как сморило от тепла.

Выезжал я при минус пяти, на выезде Липецкой области внезапно ноль превратился в плюс пять, и по Москве я шагал как кит, выброшенный в зимних ботинках на сушу в невероятные плюс пятнадцать. Я что-то так вдруг по зиме заскучал, вы не поверите! То да сё, немного помотался по столице, окончательно выдохся и сел на прохладной лавочке, поджидая своего друга. Стоило мне перестать двигаться, поджидая Лёху, как спустя час своими зубами я мог составить конкуренцию лучшим кастаньетщикам Южной Италии, если бы они вдруг оказались в Химках. Но никого рядом не было, кроме двух гопников, и я старался хоть что-то запомнить из брошюры данной Стасом, в которой говорилось о распорядке полёта и так далее.

IMG_20150318_180851

Пришёл дружбан мой, мы рванули в ближайший магазин, где набрали всего самого необходимого для лечения от долгой разлуки, и… ну, в общем, я встал поспав два часа, забомбил самую крутую яичницу в мире и наскоро попрощавшись выскочил в покрытую утренним инеем Москву, опоздав таки на автобус! Зато согрелся и проснулся! С транспортом в златоглавой всяко лучше, чем в нашем прославленном уездном городе, где выпилили все что можно выпилить для нормального существования горожанина, поэтому через 15 минут я катился в метро, пересаживался на другую ветку, почуял задницей приближающийся час пик, и бац! Снова не успел на аэроэкспресс. В личку уже писали ребята, дескать мы на регистрации, давай подгребай. Я сказал, что ага, и подгрёб через 40 минут к 25 стойке. До вылета остался час. Регистрация закрывалась, а мы сидели на чумоданах и допивали яблочный сок, потому что со своим в самолёт нельзя.

IMG_20150319_091017

На табло красовалось имя неизвестного мне города. Мурманск. Ничегошеньки то я про него и не знаю, внезапно осенило меня. Стал старательно думать, но ничего кроме полярных медведей, подводных лодок и то, что это Кольский полуостров в голову не приходило. Кстати, почему Кольский полуостров так называется, мне тоже было не ясно, и что-то я снова приуныл, так как географию люблю и страшно это дело уважаю, а тут вроде простые вопросы. Ну, это я еще в школе конктурные карты любил рисовать, а какого тем, кто в школе любил заниматься физкультурой? М-да, неуважительно это я к поездочке подошёл.

— Лен, — спрашиваю, — а что там в Мурманске такого клевого есть?
— О, ну памятник Алёша, — уверенно так начинает она, — потом Порт, Ледокол, Маяк… А ты что не гуглил?
Я сразу принял позу человека который гуглил все что угодно, кроме достопримечательностей Мурманска.

Если читатель устал на этом месте читать, то посмею напомнить, что я сам был довольно невыспавшийся, поэтому давайте мучаться дальше вместе.

IMG_20150319_095118

Ура! Объявили посадку.У меня была только ручная кладь, поэтому ничего я в багаж сдавать не стал, не люблю все эти чумаданы страсть как. Досмотр, опять заставляют мужиков ремни стягивать, зал ожидания, фоточки-фоточки самолетиков, а вон наш стоит! Посадка и вот мы уже рулим по взлётке. Миша, в обычной ему манере громко комментировать, прокомментировал взлёт, одобрил и мы предались жуванию бутербродов от НордАвии, прикинули свою скорость по GPS-приемнику, потом положение по карте, мирно поболтали о том, каков наш план действий по посадке, а вот кстати и она. Миша, в обычной для него манере громко комментировать, заметил что садимся мы как-то херовасто, дескать полаэродрома пронеслись, а все не тормозят, но экипаж словно услышав его, ловко зарулили аккурат к выходу и гомонящий народ начал вылезать из самолёта. Надо заметить уже я вылавливал подозрительные лица, на которых читались два слова: «солнечное затмение». Вот эти парни с телеканала звезда, довольно нахально и показушно выходили на трап, вот тот туристического вида парень, и вот эти и вот те в очках. Себя мы не выдавали ничем, Миша и Юля активно обсуждали ПДД и готовились по билетам к экзамену, его мама помогала им в этом, а я и Лена решали какую машину на взять и куда поехать на дальняк — в Териберку или к оленяшам. Я был за любую движуху, но Ледовитый Океан мне больше хотелось увидеть. Именно им меня и соблазнили когда заставили билеты поменять, поэтому мысленно послал оленей к оленеводам, и держал их в остатке за скобками, однако Лена сказала, что на Териберку мы можем не попасть потому что снегом может засыпать, ну короче мы как не местные обсуждали, то о чем вообще понятия не имели. Всё ок.

Untitled-1

Мурманск встретил хмуро. Седые тучи бежали по небу, на градуснике красовался ноль, и я почесал репу. Вот тебе и Крайний Север, мы умчимся на оленях, он бескрайний. В холле ожидали багаж и его выдачу, мы попробовали дозвониться до аренды автомобилей, и вдруг узнали, что это очень популярная услуга, и свободных авто почти нет. Однако, мы выловили один автомобиль и сказали, что дождитесь нас — мы только прилетели. Я ждал товарищей снаружи, где мне предлагал свои 500-рублевые услуги таксист, вежливо отказывался, говоря, что мы ща подумаем. Ибо план был таков, что мы тут пешочком доходим до приаэропортной гостиницы лучшей советской системы, берем там номер, чтобы на следующее утро быть в аэропорту аккурат к раздаче билетов. Так и поступили. Конечно мест не было вообще, но волшебным способом они нашлись, главное разговоры разговаривать правильно. Никаких претензий к гостинице не имею, кроме курева по всем коридорам, даже завтрак в последствии был включен, весьма вкусный и сытный. Мы получили номера. Оставили вещи и рванули в город. Тут я сожму события до наибольшей краткости, так как отдельным рассказом будут наши приключения в Мурманске. Здесь же о затмении и полёте к нему.

В Мурманске мы взяли напрокат машину, встретились с Ильёй Смирновым и Лёшей Мартыновым, которые ночевали в машине тут на сутки раньше нас, потусили по городу и уже под вечер засели в местный трактир. Довольно вяло посидели, и расстались недовольные с недовольными официантами. Ну ребята хоть айфоны зарядили. Я же получил от Ильи обещанный Пентакс и Таир-3, погрузил его в багажник и мы расстались с легкой надеждой, что можем сегодня выехать на сияния, ибо было не ясно в эту непогоду — расчищается небо или нет.

IMG_20150319_171858

Когда мы приехали в гостиницу — стало ясно что ничего не расчищается, и повалил такой снег, что к утру машина была сугроб. У нас так засыпает снегом, если машину не трогать месяц, а тут в обед поставил — вечером откапываешь. Да, кстати! Пока сидели в кафе, пришла очень интересная весточка в группу по Мурманску. Сообщалось, что объявили штормовое предупреждение, и продержится оно долго и всё будет очень ненастно. Вот тут то все и приуныли. Перспектива остаться без вылета не радовала. Но инженерное образование взяло верх, а интернет настолько могучая штука, что совместными усилиями мы выяснили, что особенно бояться нечего, главное чтобы ветряга не напакостил нам. Если со взлётом почти нет проблем, то основная засада с посадкой. Ну, а в конце концов мы уже начинали убеждаться, насколько резко меняется погода здесь. Мартынов начал подтрунивать над нами, но в этот раз его шутки достигли глубины моего естества, и позже я ему припомнил это.

11

За попытками разглядеть окна в затянутом тучами небе, переживаниями и чаепитием мы просидели в гостинице до 12 ночи. Затем начали отходить ко сну. Однако усталость ещё можно было победить и было чем. Лена предусмотрительно захватила солнечную плёнку для фильтра, который начала было мастерить, но почувствовав неладное, я перехватил эстафету, так как она уже была раздраженная и хотела спать. Я же засел в номере и под удивительные приключения Крутого Уокера слепил уродца, который неплохо держался и главное не просвечивал внутрь. Затем я начал изучать доставшийся мне фотоаппарат, зазубрил какие кнопки и рычаги мне вертеть, дабы в темноте и суете самолётной во время полной фазы не тушеваться. Как мне показалось, я довольно сносно во всем разобрался, глянул на часы и присвистнул — время было третий час, а подъем намечен был на ранний завтрак в 5-30. Переложив вещи в отдельный пакет, ибо им не место будет на нашем спецрейсе, я собрал все необходимую технику и сложив все у входа попытался уснуть.

Сначала приземлился самолёт. Я подскочил и поглядел в окно — снег все так же валил. «Неплохо», — процедил я, рассматривая сонмища белых мух кружащихся в лучах аэродромных фонарей. Только улегся, как снова рев и самолёт взлетел, аж окна зазвенели. «Вообще супер», — начал было дремать я, ибо мне стало ясно, что со штормовым предупреждением не все потеряно. Как вдруг зазвонил будильник и время было 5-30. Однако я отрубился ещё до 6, а там и народ был собран и медленно мы выползли сдавать ключи и кушать завтрак. В столовой уже собрались мелькавшие раньше лица, и явно готовящиеся к спецрейсу. Мы заточили полезный и сытный завтрак, и спустя десять минут топали к входным воротам. Миша со своими уже зашел, а нас с Леной перехватил журналист НТВ, как он представился из рубрики ЧП. Поспрашивал чо такого особенного в этом событии, и как мы относимся к приметам и прочим бредням связанным с затмениями. Никак =)

Прошли ворота контроля. Ничего особенного в Мурманском аэропорту нет на первый взгляд. Скучные скамейки посреди зала, второй этаж с буфетом, несколько стоек регистрации… Всё довольно уныло и по-советски. Кроме одного! Самым невероятным образом, на одной из стен висело эпичное полотно с солнечным затмением, окруженное знаками Зодиака! Кто и как решил его сюда поместить? Знали ли они о грядущем затмении тут? Невероятное совпадение или факт. Но это чертовски повысило настроение, тем более что билеты уже раздавались, как и бесчисленные интервью то тут то сям. Началась регистрация, женщина объявляющая по громкой связи заметно запнулась на объявлении рейса «Мурманск — Солнечное Затмение — Мурманск», но затем с видимым удовольствием повторяла это чуть больше, чем надо. Или мне показалось? =) Немного поклевал носом в ожидании прохождения рамки, поспать удалось довольно мало, около двух часов.

Вскоре мы закончили процедуру досмотра, были в зале ожидания, где половина присутствующих разразилась хохотом, по ТВ показывали Мартынова и Смирнова в Мурманске (они кстати не летели спецрейсом, чего меня ни разу не порадовало, когда я это узнал), и все подумали, что вот эти ребята опять про астрономию что-то трут здесь, но как выяснилось Лёха рассказывал про чувака, который удачно метнул гранату куда надо.

bredov

Я подошёл к Стасу и спросил про иллюминаторы. Тот хлопнул себя по лбу:
— Всё, щас щас я вот при тебе позвоню и скажу им чтобы они начали их протирать. Ты не первый.
— Гы-гы.
Протирать и правда начали, все гурьбой ринулись к окнам, ТВ снимает, и я тоже украдкой сделал пару кадров. Чорт возьми! Это ведь важно! =)
И, вот уже последние указания перед посадкой и все радостной гурьбой потянулись к выходу на трап. Ещё когда прошлым днём мы прилетели в Мурманск, поинтересовались, тот ли самый же борт будет нас возить этим утром? Члены экипажа сказали, что это будет другой самолет, но той же самой конструкции, то есть расположение мест будет идентичным. И нас очень интересовало какие же места нам достались. Так как до этого видели просто крайне неудачные иллюминаторы и перспектива попасть на такое место немного пугала. Ды вообще иллюминаторы были несколько удручающим фактором. Внутри он пластиковый, снаружи стеклянный, и толщина этих дополнительных оптических помех заставляла задуматься, все ли выйдет как надо? Опасения были не напрасными, как оказалось в дальнейшем.

VDi2NQy4EF8

Настроение в рядах улетающих и встречающих нас членов экипажа царило праздничное. Теперь уже никто не огрызался, что нельзя фотографировать на территории аэродрома, потому что каждый второй шёл с телефоном или камерой, кругом пресса. Наоборот улыбались и просили идти по расчищенной полосе к самолёту и не обегать его, дабы не разносить снег туда-сюда. Наша толпа организованно поднялась на борт, где журналисты с канал звезды в третий раз снимали свой репортаж на трапе, и вот уже салон самолёта гудит как улей.

q2

Народ предвкушает невероятное зрелище, никто не может толком усидеть на месте, да оно и понятно. От затмения нас отделают всего два часа.

q1

Некоторой не самой приятной новостью чуть раньше стало известие о том, что по бортам будут сидеть не по двое, а по трое! Ну, возможно компании надо было продать больше билетов для окупаемости, или как бы оно там ни было, третий ряд был продан и людей стало больше. Меня как фотографа это не радовало совершенно, но потом я смирился. У меня в соседях оказались девушки и маневрировать между ними было гораздо проще, даже посадив их ближе к иллюминатору и волки целы и овцы сыты, все всё увидят. А уж я развернул сразу такую кампанию по выбору наиболее удачной точки для съемки, что примерялся и на коленях и с третьего ряда и с первого и крутился как уж на сковородке, насколько это можно было в общей суете.

q5

Да, место нам досталось среднее. Я не жалуюсь, могло быть и хуже, но я рассчитывал, что смогу поставить штатив на пол перед сидением, а в итоге иллюминатор у нас был аккурат сбоку сидения, и никакой возможности зафиксироваться не было. С лёгким раздражением я осознал, что снимать буду с рук. Пришлось некоторые время пострелять по салону чтобы понять какие мне доступны выдержки и я очень даже приятно удивился, получив чёткие снимки с 300-мм объектива на кропе порядка 1/60с.

q6

А вот ребятам из прессы не очень повезло, они сидели аккурат за Стасом и у них не было иллюминатора. В итоге он делился с ними своими окнами, потому как было бы совсем жестоко не дать им возможности увидеть ничего. Спереди нас сидели веселые ребята из Роскосмоса с кучей техники и радостно перешептывались, что у них то как раз двое вместо троих на местах, а сзади веселился Денис Покровский, они собирались получить самый отличный визуал солнечного затмения. В самолёте довольно сильно работала вентиляция, но именно на этом рейсе её не было слышно, такой сильный гул стоял от всех окружающих.

q7

Незаметно прошёл старт самолёта, все кто смог распихать что-то по полкам снова стали это доставать, телевизионщики расстегнулись и давай слоняться по салону туда сюда со своими камерами, кругом кто-то кого-то фотографировал и я не удержался и немного снял для истории. Надо же чем-то иллюстрировать будет эти строки.

q9

В районе половины двенадцатого вынесли бутерброды и напитки. Народ немного притих, но потом снова как разогретый муравейник начал суетиться кто куда. Очень забавно вышел случай с командиром, Борисом Зотовым. Вдруг из бизнес-класса показался солидный дядька с усами и добрыми глазами.

q4

Он поздоровался и представился, как в него тут же устремились все объективы всех камер какие были, перебивая друг друга ему начали задавать вопросы, и он только успевал отвечать и надо отдать должно никого не обидел. Он мужественно раздавал автографы и не раз, сфотографировался со всеми кто этого попросил. «Неудачный момент он выбрал, для похода в туалет» — пробурчал я, заметив, что он дошёл только до середины салона и повернул назад. Очевидно проще было дождаться пока освободится гальюн рядом с кабиной, нежели продраться сквозь орду фанатов. Да тут все фанаты сразу стали. Все понимали, что от экипажа зависело очень много, поэтому слушали с благоговением все сообщения от них по салону.

И вот первое сообщение доносит до нас, что мы вошли в зону частных фаз затмения и пассажиры левого борта могут начать наблюдения, не забывая использовать фильтры во избежание ожогов глаз.
И, началось!

q8

Кто во что горазд наблюдал, восторженно восклицая, что видит диск Луны, десятки пар глаз прильнули к иллюминаторам.

q11

Операторы ловили моменты. Затмение началось.

q10

Частные фазы меня уже не интересовали. Особенного в них действительно ничего нет. Ещё раньше я выработал для себя цель — это пронаблюдать корону и по возможности сфотографировать её. Дополнительно я лелеял надежду, что смогу сделать снимок теневой стороны Луны, ну и как полагается — брильянтовые кольца, протуберанцы. И как можно чётче. Однако с последним пунктом моя тревога росла всё сильнее.

q12

Репетиции съемки которые я провел не внушили мне доверия. Пришлось включать хитрую сторону своего мозга, я накрутил некое подобие монопода, и умудрился всунуть его между сидениями, это добавило свободы моим рукам, но всё равно выходило очень неудобно. Спросил у Стаса на какой высоте ожидать Солнце и получил ответ, что на 10-15 градусов от линии горизонта (!), что равноценно вытянутой руке с вертикально поставленным кулаком. Примерившись, мне стало ясно, что сложность съёмки с третьего ряда выросла, так как угол поворота объектива стал выше, чем мне виделось. Ведь я не у самого иллюминатора распологался, а на приличном от него отдалении, и соответственно риск искажений от него вырос.

Подошёл Миша, и мы немного перекинулись мнениями по съёмке, их посадили в заднюю часть самолёта, и он тоже был на третьем ряду, но уже с 400-мм объективом, плюс дополнительно вёл съёмку внутри салона (не он один, парни из Роскосмоса навешали аж две гоупрохи, даже третья откуда то взялась) и так же он вел съёмку с левого и правого бортов прохождения тени по облакам. Получение этих снимков не было сопряжено с чем-то тяжелым, тем более, что снимки получались бы просто шикарнымми, эту часть я отдал Лене, которая была ближе к иллюминатору, и она снимала на широкий угол.

q3

Я же взялся за корону и свой 3,5 килограммовый сетап. Пилоты уже пробовали делать виражи для выхода на нужный курс. Положение солнца я отслеживал по теням, заглядывать в к другим в бинокли я не спешил, с нашей стороны солнце было уже через пару виражей.

q13

Командир объявил начало наблюдений частной фазы на правом борту. Внутри уже начинало закипать волнение, которое подавил легко, я начал пристреливаться через фильтр по частным фазам убывающего солнца. Как будто бы даже стало получаться, так как фильтр все таки был не идеален.
И стоя на коленях в проходе, я вдруг увидел на горизонте Тень. Она догоняла самолёт с хвоста:

— Тень! Я вижу ТЕНЬ! — крикнул я, пытаясь запечатлеть это не только криком, но и в мозгу. Оранжевые облака, и надвигающаяся заря. Послышались голоса «Где?! Где?». Я прильнул к видоискателю: вот уже последний тонкий серп почти исчез.

«Дамы и господа, говорит капитан. Начало максимальной фазы солнечного затмения».

Всё! Пора снимать фильтр! Есть только несколько секунд до первого брильянтового кольца! Даже столь малый кусочек солнца без фильтра засветил весь кадр и я судорожно скрутил все настройки до минимально возможных. Вот и колечко! Затвор захлопал мягко и быстро (просто великолепная работа тушки). Некоторое время левый борт словно раздумывал как поступать им, а потом начался просто аврал. И их можно понять, быть на борту и хотя не увидеть полную фазу тоже кощунственно. Лезли с мольбами, молча, с просьбами и внаглую, совали камеры и стреляли наугад. Внезапно передо мной оказалось три руки и телекамера, которой с размаху меня залепили по макушке. Некогда даже было злиться. Солнце оказалось гораздо выше, чем кулак на вытянутой руке, я вжимался в сидение выкручивая угол максимально возможно, народ за спиной суетился бегали не разбирая ничего.

web_DSC_0167

Полумрак же, и свет погашен в салоне. Сначала мне наступили на ногу, потом на руку на подлокотнике. Я уже взмолился: «Что ж делаете?» И вдруг вижу что иллюминатор мне и вовсе загородили, пришлось возопить, что камера мешает съёмке. Невозможно было зафиксироваться вовсе. И вдруг я замер секунд на 20-30 у видоискателя.

Солнечная корона, светло-голубоватого или какого-то белого сияния, с тонкими прожилками, и огромными хвостами и космами на расстоянии до 1-2 солнечных дисков, была видна так волшебно и невероятно, что я просто забылся любуясь ею. Красные протуберанцы гасли один за другим с левой стороны и появлялись с другой. Луна двигалась.

web_IMGP6587_1

Я словно сбросил с себя оторопь. Фотографировать! Делаю снимки, пытаюсь контролировать. Но что такое? Не прибавляется чувствительность! Зажать кнопку. Сделал. Крутить кольцо. Кручу. НЕ ПРИБАВЛЯЕТСЯ!! Три попытки, Лена торопит, чтобы я давал другой фотоаппарат, пытаемся на широкий угол! Понимаю, что сейчас упущу все, сказал ей снимать самостоятельно на свой фотоаппарат и не отвлекаться. Буду выдержку прибавлять, вся надежда на стаб! Вот уже второе брильянтовое кольцо! Всё, конец полной фазы! Фильтр! Тень уходила.

Как оглушенный я сел на кресло. Народ ликовал. Я смотрел что получилось. ИСО 100. Прибавил зум. Смаз. Смаз. Расфокус. Смаз. Смаз. Расфокус. Расфокус. Расфокус…

web_DSC05223

— Что там, получилось? — заглядывает Лена.
— Да, есть неплохие кадры, — быстро уменьшаю предосмотр. Неужели у объектива недобег такой сильный? Но постепенно реальность врывается в голову. И вот мы уже сидим с ребятами из Роскосмоса обсуждаем результаты, попутно сравнива брильянтовые кольца у Стас и у меня. В голове как флешбеки рождаются призрачные воспоминания только что ушедшего события, стараешься не забыть все, понимая, что это может начать стираться немедленно под эмоциями. Рыжие облака, зарево на горизонте, великолепная корона с черным пятном посередине. Оу, забыл сказать, практически все заявили, что видели только Венеру, темнота была недостаточная, чтобы увидеть яркие звезды или другие планеты. Даже на фотографиях среди щумов едва ли угадываются пятна ярких то ли звезд, то ли планет. Венеру то видно, да-а-а…

— Вот я тут херню снял, — убивается Коля (кажется так звали парня спереди). — Вроде штатив поставил, а фигня какая-то.
— Ну, дай поглядеть, что за херня то? — спрашиваю.
И он протягивает камеру на котором полностью снята полная фаза от и до! Я говорю, ты обалдел чтоле? Это же уникальная съёмка! Потом на широкий угол смотрим. Полный пролёт тени! Чума!

— А у тебя чего? — спрашивают меня.
— Из годного, — говорю — только внутренняя и средняя короны.

Показал снимки. Кругом уже аплодисменты, скандируем «Молодцы!» экипажу.

Стас радостно рапортует, что наблюдения длились аж на 30 секунд дольше. Начинаю вспоминать все и понимаю как быстро они пролетели, эти две с половиной минут. Я так и остался в тех 30 секундах, когда видел волшебное свечение короны. Она словно шевелилась. Это невозможно передать словами. Все те тонкие структуры, вся неестественность этого явления, как будто этого не может быть!

Глаза шальные туда-сюда. Вот уже раздают сувенирку и дипломы, а Стас то Стас?! Раздает какие-то шарики (совет да любовь) мы переглядываемся в непонятках. Вот бумажки какие то даёт. Народ контуженный от затмения покорно все берет. Вдруг букет роз появился на моих коленях:

— Ты поймёшь в какой момент его надо будет отдать, — шепнул Стасон. Я кивнул.

И тут он выдал. Едва появилась его подруга Ирина Матвеева, он встал на колено и перед явно ничего не понимающей девушкой сделал ей предложение! Все подняли буквы образовав надпись «Будь моей женой» и ну букет понятное дело шарики там. Молодец!

А потом всем выдали вина. Я тяпнул с удовольствием. Подарили майки суперские, все как полагается у хороших организаторов (в ней то я и пишу сижу отчёт). Дальше уже было приземление, кругом все хлопали и радовались. Сели просто замечательно, и довольные высыпали на аэродром перед самолётом нас всех сфотографировал дядька с семью фотоаппаратами на шее. Внутри ждали угощения всех участников, чай бутерброды плюшки всякие.

IMG_20150320_150419

Очень приятная и теплая атмосфера. Сотрудники не без зависти поглядывали на нас, спрашивали и мы всё еще разгоряченные лопотали им про чудеса неба. По нам было очень заметно, настолько наши глаза излучали что-то неудержимое.

baraero

Несколько позже я убедился, что получился довольно сносные снимки, так как артефактами изображений обладали почти все. Шевеленка и недофокус, обычное дело в тех условиях что мы снимали на длинном фокусе. Ну, это тоже опыт. Чего теперь тут. Главное я его видел!

Миша уже унесся в гостиницу, там бесплатный вай-фай, ему срочно надо было залить видео и фотографии кому-то. Мы не спеша пошли. Я шёл и размышлял пытаясь понять какие чувства я испытывал, и лучшей аналогией которой я смогу передать вам их было бы следующее: словно вы долго и страстно чего то ждали, и вот наступил тот момент, когда тебе торжественно это дарят, рождаю восхищение и счастье обладаниям этим. А потом резко отобрали, со словами этим можно владеть недолго. И вы знаете? Мне казалось это правильным. Иначе невозможно этого возжелать снова, если оно у тебя есть. Только потеря и расставание может дать нам ощущение стремления к чему либо. И если ты достиг цели и навсегда ею завладел — откуда взяться стремлению дальше?

У меня сел телефон, и мы уже собирались на встречу с участниками полёта. Нам позвонили Илья с Лёхой и радостно сообщили, что тоже готовы встретиться, так как у них тоже удались наблюдения. Погода словно сжалилась над всеми дала окно в небе тем, кто оставался на земле, завидуя тем, кто полетел навстречу затмению. Впечатления всё еще перли из нас, но чувствовалось как Усталость прижимала всех в свои бархатные объятия. Проезжая мимо сказочных лесов покрытых снегом, к турбазе где нас ждало застолье, я воскликнул, скидывая с себя дремоту хронического недосыпа:

— Ну чего приуныли то?! МЫ ВИДЕЛИ ЭТО!!
— А-А-А-А-А!!!!
Дальше уже идёт отдельная история, про наши посиделки, волшебный лес, магнитную бурю, коньяк под фонарём, и поездка на Ледовитый океан… Её я опишу позже и опубликую в другом месте.
Я очень доволен полученным переживаниям, впечатлениям и эффектности события. Для меня не стало ничего обидным — ни иллюминаторы мешавшие четкости снимков, столпотворение людей (для меня в принципе нонсенс, я даже по базару не могу идти не шипя как гусь на всех) ни общая усталост, НИЧЕГО, понимаете? Всё это мелочи недостойные внимания. Просто все сделали одинаковые выводы: если фотографировать, то фокусное надо выбирать не более 200-мм. И ни в коем случае, нельзя концентрироваться только лишь на съёмке. Или только лишь на наблюдениях. В первом случае ты пропустишь самое эпичное зрелище на Земле, во втором одного кадра с широким углом достаточно, чтоб лишний раз освежить память. В этом плане я сказал спасибо отчетам других наблюдателей — у меня все получилось и увидеть и сфотографировать. В следующий раз я буду ещё опытнее, а это событие оставило неизгладимый след в моей жизни.

Может подумает обыватель, и каким это надо быть маньяком, чтобы полететь неизвестно куда ради сомнительных двух минут. Не вижу смысла объяснять тут что-либо. Зачем же вы читали все эти строки? =)

Если вы увидели ошибку, выделите её мышкой и нажмите Shift + Enter, либо нажав сюда для оповещения.

Поделиться...
4 комментария Полёт к затмению в небо 20 марта 2015 года
  1. […] про то как Полёт к затмению 20 марта 2015 года я уже писал. Поэтому останавливаться на этом не буду. Я […]

  2. […] Первая часть здесь. Про затмение здесь. […]

  3. […] штука очень интересная скажу я вам. Если солнечное затмение скоротечно, но со своей эффектной короной не имеет […]

  4. […] почитать подробнее про это можно по ссылкам. Полёт к затмению в небо 20 марта 2015 Заполярье. Часть I — Мурманск, затмение. […]